"Как тверские энтузиасты возрождают старину" - под таким названием в газете "Караван"вышла статья о нашем клубе (автор - Алёна Волкова).
http://www.karavan.tver.ru/gazeta/2568
Полный текст данной статьи:
"Реконструкция (то есть воссоздание материальной культуры той или иной эпохи) – занятие трудное, но интересное. И, что самое главное, редкое. Тверская область вообще мало представлена в истории реконструкции, и, чем дальше от нас время, тем оно загадочней. И трудно и интересно погрузиться в эпоху, когда Твери как административного центра ещё не было, а затем ещё и на деле воссоздать особенности давно минувших дней.
Клуб исторической реконструкции «Светозар» взял за основу своей деятельности исследование и воссоздание культуры Верхневолжья в период раннего Средневековья (вторая половина X – начало XI века). И хотя в клубе на сегодняшний день всего четыре постоянных члена, он с успехом функционирует вот уже полтора года (был создан в августе 2010 года). Руководителем клуба является студент исторического факультета ТвГУ Игорь Богомолов, который вместе с супругой Анной является его создателем.
– Задачей клуба было объединить людей, которые интересуются историей своей страны, своего региона, – рассказывает Игорь. – Мы решили заняться исследованием именно этого периода, потому что он самый малоизученный, но от этого не менее интересный.
Студент истфака Игорь Богомолов признаётся, что чем больше изучаешь историю, тем больше в ней белых пятен – постоянно всплывают неизвестные детали, и до конца исследовать даже один временной промежуток очень сложно. Но ведь и не боги горшки обжигают: главное, чтобы было интересно!
Реконструкция начинается с исследования курганов, по которым можно воссоздать примерную картину того, как жили люди (информацию о захоронениях можно получить в различных открытых источниках – фондах музеев, библиотеках, Интернете, благо с этим сейчас никаких проблем нет). Несмотря на то что Русь была крещена в X веке, языческие верования в народе сохранялись ещё долго (а некоторые их элементы присутствуют и сегодня), поэтому захоронения изобиловали различными предметами. Суеверные предки полагали, что вещи могут прийтись очень кстати по пути на тот свет.
– Несмотря на то, что в XI веке многих умерших хоронили в нательных крестах, их могилы всё равно были полны различных вещей: украшений, орудий быта (ножи, серпы), кухонной утвари и т.д., – продолжает Игорь. – По этим предметам можно определить, чем человек занимался при жизни, какого он был пола и возраста, его социальный статус. Чем больше труда было вложено в то, чтобы похоронить человека, тем больший вес он имел в обществе.
В одном из захоронений были найдены фрагменты одежды, окрашенные в цвета индиго и морены. Это было редкостью: первый цвет был привезён из Индии, второй – с Кавказа, то есть такую одежду могли себе позволить только состоятельные люди. Но, как говорит Игорь, клуб в основном занимается воссозданием быта сельского населения – и опять по той простой причине, что этим мало кто интересуется.
– Когда люди узнают, сколько трудов нужно затрачивать на реконструкцию, они, как правило, понимают, что не готовы уделять столько внимания, сколько требуется. В итоге в клубе остаются только самые преданные делу люди. При этом совсем не обязательно быть профессиональным историком, главное – интерес к делу. У нас, например, историк только я, – говорит Игорь.
Сам Игорь определённо реконструктор по призванию: мало того что внешне напоминает былинного героя, так ещё и многие предметы той далёкой поры делает прямо у себя дома.
– После обнаружения предметов начинается самое интересное: работа по их воссозданию, – делится Игорь секретами мастерства. – Дома я сам соорудил ткацкий станок, на котором можно создавать вещи из так называемой «домоткани» (домотканого льна): пояса, очелья (полоски из ткани, носившиеся на лбу) и т.д. Очень трудно воссоздать одежду целиком: её образцов практически не сохранилось.
Как объясняет Игорь, почва в наших краях достаточно сухая (в её основе – песок), и, в отличие от глинистых земель Пскова, Новгорода, одежда в ней сохранялась плохо: быстро истлевала.
– Если находок нет, мы берём за основу предположение о том, какими были вещи, и воссоздаём их, основываясь на этих предположениях. Это называется «экстраполяция», – объясняет Игорь.
Но обычно то, какими были предметы, удаётся передать с достоверной точностью. Если с одеждой не всё так однозначно, то с обувью дела обстоят иначе: хотя лапти собственноручно Игорь не плетёт (говорит, что дело это не такое простое, как кажется), обувь из кожи они с женой шьют с удовольствием. Как оказалось, именно обувке из кожи наши предки во вторую половину X – начале XI в. отдавали предпочтение. Игорь и Анна занимаются также изготовлением украшений.
– Конечно, в основном украшения клали в женские погребения, – поясняет Игорь, – но и в мужских они тоже встречаются. Причём украшения в тверских захоронениях имеют свои характерные черты. Доказательством того, что наши предки не сразу отказались от языческих верований, являются, кстати, ещё и бубенчики, которые находят в погребениях: их носили у пояса как средство отпугивания злых духов.
Не менее интересна реконструкция и предметов быта, посуды того времени (кружек, мисок, горшков, сковородок и т.д.), причём Богомоловы и сами применяют такую посуду в быту: Игорь, например, пользуется деревянной ложкой, сделанной своими руками.
– Игорь, а какая всё-таки главная цель вашей деятельности? – не могу не поинтересоваться я.
– Не сказать, что у нас строго научная цель, – поясняет реконструктор. – Прежде всего нами движет интерес к реконструкции. Очень важно заниматься тем, что нравится. Наш клуб – это ведь не только труд, но ещё и отдых, полезный для души и тела. Мы выезжаем на природу, на исторические фестивали. Например, в июле 2011 года в Кимрском районе проходил фестиваль «Былинный берег», на который съехались представители различных исторических объединений. Это был неоценимый опыт. Конечно, нам хотелось бы быть полезными обществу и передать наш опыт потомкам – чтобы они не забыли свои корни. Ведь если забыть историю, можно забыть и о самобытности народа. Не хотелось бы этого допустить. Клуб называется «Светозар», что означает «озаряющий светом». Мы как раз и занимаемся тем, что распространяем знания (свет) о жизни наших предков (то есть о своём прошлом)."